Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северный административный округ

Нормы ГТО

  По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает.

  Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии.

  Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

  Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).

  Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

  Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные периоды:

  • до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
  • от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;
  • от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет – подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
  • от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.

  Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Биологический возраст определяется оценкой факторов акселерации (ускорения физического, полового развития) или ретардации (замедления развития). Факторы индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков – бронзового, серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.

  Развитие цивилизации влияет на изменение среднего биологического возраста всех школьников определенного региона. Например, в Москве в настоящее время по сравнению с 1925 годом рост школьников среднего и старшего школьного возраста увеличился на 11,5 см, масса тела на 11 кг. В Санкт-Петербурге первая менструация у школьниц среднего подросткового возраста в 1930 году отмечалась в возрасте на 2 месяца более 14 лет, в настоящее время – на месяц раннее 13 лет. Таким образом, в этих регионах за рассматриваемый период биологический возраст школьников старшего и среднего школьного возраста опередил календарный возраст вследствие проявления факторов акселерации. Учет изменений биологического возраста в долгосрочной перспективе производится с помощью периодических изменений нормативов ГТО. Например, в 2014 г. в РФ разработаны нормативы ГТО, которые учли изменения биологического возраста и внешних условий по сравнению с 1972 годом, когда последний раз были откорректированы нормативы ГТО в СССР.

  Процесс ассимиляции организма школьника в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, зависящие от степени взаимодействия с окружающей средой. Эффективность этого взаимодействия зависит от развития высшей нервной системы.

  В период второго детства высшая нервная система совершенствуется по сравнению с периодом первого детства, нервные процессы усиливаются, приобретают большую подвижность и способность внутреннего торможения, в результате чего неуравновешенность взаимодействия с окружающей средой в период первого детства начинает угасать в период второго детства, появляется условный тормоз. Во втором возрастном этапе этого периода условные рефлексы становятся устойчивыми, но на раздражители школьник реагирует остро, т.к. степень внутреннего торможения еще недостаточна. Если школьник испытывает чрезмерное внешнее воздействие, внутреннее торможение может стать запредельным. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и преподавателям физкультуры в период подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО.

  В период второго детства развиваются функции речи, мышления, появляется способность мысленно оценивать свои поступки и словами выражать свои движения. Физические упражнения способствуют взаимодействию речи и мышления с двигательными функциями. Это достигается различными видами двигательной активности, рекомендуемыми к двигательному режиму.

  В подростковом возрасте сначала у девочек, затем у мальчиков в 3 фазы (препубертатная, пубертатная и постпубертатная) происходят процессы полового созревания. Постпубертатная фаза оканчивается в старшем школьном возрасте. Половое созревание усиливает процессы возбуждения, неадекватного раздражения, ослабляет внутреннее торможение, психическую устойчивость и контроль эмоциональности поведения. Эти изменения сказываются на двигательных действиях – сокращении без нужды в этом мышц, увеличении количества неконтролируемых движений. В этом возрасте тренер или преподаватель физкультуры должен быть особенно внимательным к школьникам, по возможности должен воздерживаться от замечаний, в особенности, в резкой форме.

  В начале старшего школьного возраста оканчивается 3 фаза полового созревания, после чего высшая нервная система совершенствуется, усиливаются функции внутреннего торможения, адекватной реакции на словесные раздражители, анализа внешних воздействий, уравновешенности поведения.

  У школьников расход энергии суммируется на двигательную активность и на процессы роста. Поэтому в период первого детства, отличающимся более интенсивным процессом роста, школьнику необходимо употреблять большее количество качественных белков, в последующие периоды потребность в белке на 1 кг массы тела уменьшается. Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов, т.к. недостаток белков, избыток жиров при недостаточной двигательной активности замедляют физическое развитие, а недостаток углеводов снижает уровень сахара в крови и сокращает количество необходимой энергии. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ. К сожалению, рекомендованные виды испытаний во всех ступенях ГТО из отвечающих этой необходимости тестов включают только туристические походы, приравнивая виды испытаний для школьников к аналогичным тестам для взрослых.

  Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении одинаковых упражнений снижаются, экономичность мышечной деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать. Например, норматив прыжка в длину с места золотого знака для мальчиков с I до V ступени ГТО соответственно составляют 140, 160, 175, 200 и 230 см.

  С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV ступени ГТО возрастание интенсивности каждого теста и продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10, 12, 13 и 14 часов в неделю.

  Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается. Например, период полового созревания отличается юношеской гипертонией, после окончания постпубертатной фазы АД снижается. Рекомендуемые физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к необходимости возрастающую продолжительность минимального двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1 час в неделю в V ступени ГТО.

  С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения.

  Анализ разработанных в 2014 г. в РФ нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.

Алгоритм мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

на 2014-2015 учебный год в образовательных организациях Департамента образования города Москвы

Ответственным в административных округах:

  1. Издать  приказ   окружного управления образования Департамента образования города Москвы по сдаче ВФСК ГТО.
  2.  Создать Совет по сдаче ВФСК ГТО.  В состав Совета могут входить представители общественных организаций спортивной и патриотической направленности.
  3. На основании Совета создать комиссию (в кол-ве не менее 9-ти чел.)

Срок: до 5 декабря 2014 года

  1. Организовать сбор данных о работниках, ответственных в образовательных организациях, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО.
  2. Направить в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и  ГБОУ ЦОМОФВ сведения об ответственных работниках образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО.

Срок: 5 декабря 2014 года

  1. Направить ответственных работников образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО  на установочное совещание 16 декабря 2014 года в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы»

(Косыгина, дом 17, малый концертный зал в корп. 3).

Срок: 16 декабря 2014 года

  1. Обеспечить участие обучающихся в зимнем этапе Московского фестиваля ВФСК ГТО в ФОК «Лазурный» 21-22 декабря 2014 года.
  2. Обеспечить актирование спортивных сооружений  образовательных организаций, согласно распоряжению № 265 от 23 октября 2014 года, совместно с сотрудниками  ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и  ГБОУ ЦОМОФВ.

Срок: в течение года до 1 мая 2015 года

  1. Определить  спортивные сооружения подведомственные  Департаменту физической культуры и спорта для выполнения нормативов ВФСК ГТО, согласно приказу №63-1/866 30 сентября 2014 года, 06 ноября 2014 года.
  2. Направить ответственных работников образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО на методические семинары в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и  ГБОУ ЦОМОФВ по графику,  согласно Плану реализации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО и графику.
  3.  Организовать и провести окружные фестивали по выполнению испытаний (тестов) на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

Срок: апрель - май 2015 года

  1.  Провести мониторинг внедрения ВФСК ГТО в округе. Представить отчет в ГБОУ ЦОМОФВ и ГБПОУ г. Москвы «Воробье горы».

Срок: в течение года до 15 июня 2015 года

В образовательных организациях:

 

  1. Издать  приказ о выполнении нормативов ВФСК ГТО.

-Определить перечень мест для проведения мероприятий по выполнению нормативов ВФСК ГТО.

- Определить ответственных за взаимодействие с ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы»,  ГБОУ ЦОМОФВ и с ответственными в административных округах  по вопросам выполнения нормативов.

- Определить ответственных, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО

     - Создать  комиссию (в кол-ве не менее 5-ти чел.), обеспечивающую   прохождение выполнения испытаний ВФСК ГТО.

Срок 15 декабря 2014 года

  1. Приказ разместить на официальном сайте образовательной организации.
  2. Обеспечить наличие информационного стенда и наглядных материалов по выполнению нормативов.
  3.  Обеспечить участие ответственных в методических семинарах и модульных курсах  в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и  ГБОУ ЦОМОФВ по графику,  согласно Плану реализации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО.

Срок: январь - март 2015 года

  1.  Обеспечить участие в зимнем этапе Московского фестиваля ВФСК ГТО в ФОК «Лазурный» 21-22 декабря 2014 года.
  2.  Организовать и провести внутришкольный фестиваль, принять участие в окружном фестивале по выполнению испытаний (тестов) на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

Срок: апрель - май 2015 года

  1. Провести мониторинг  по  внедрению  ВФСК ГТО. Представить отчет в Совет округа.

Срок: в течение года до 1 июня 2015 года